Тульский пряник - немного истории
Печатный да сырцовый, медовый да сливочный, коричневый с зубчатым краем да мраморно-глянцевой поверхностью, фруктово-ягодной начинкой да золотистым мякишем - непрост секрет его, тульского пряника.
В давние времена каждый владелец пряничного заведения хранил свой секрет, а также традиции приготовления. Поэтому он, скрывал рецепты ото всех, не допускал больше трех мастеров в пекарне, знающих весь процесс от пропорций до готового пряника. Ингридиенты взвешивались осколками кирпича и железа. Такие гири постоянно убирали под замок, дабы никто из учеников не знал о весовом соотношении примесей. Обучение длилось не один год. Для ученика требовалось два-три года, для становления подмастерьем.
Рецепты наследовались сыновьям.
В записной книжке П.И. Козлова, знаменитого тульского кондитера, был найден такой рецепт: «Пряники тульские:
- два фунта муки мягкой.
- два фунта муки крупитчатой.
- два фунта сахарного песка
- 1 фунт меду
- полфунта масла ( сливочного, но можно и растительного)
- два яйца.
Замешивание должно производить осторожно, во избежание затяжки. Деревянную форму подмазав растительным маслом, «печатать», складывая полученное на доску, а после такового отпекать в жаркой печке, с частыми переворотами».
Искусство и мастерство тульских мастеров даже увековечено в фольклоре. Примером такого фольклора может быть история про князя, которому понравились тульские пряники настолько, что он решил позвать мастеров к себе испечь пряников за огромное вознаграждение, причем пряники должны быть такими же вкусными, иначе он опозорит мастеров. И только самый известный мастер смог ответить князю, что для настоящих тульских пряников нужны, не только мука да водица тульские, но и воздух.
Блеск металла и тепло дерева
Тульские пряники печатные привлекали внимание:
- вытисненными орнаментами
- оригинальной разнообразной формой.
Формирование национального колорита тульских пряничных досок длилось с далекого прошлого. При изготовлении их изначально использовались знания да опыт мастеров по металло и дерево обработке.
Традиции художественной обработки нашли свое отражение и в резьбе: различие композиций и характера рисунков на изделиях кузнечных да резных объединены основными элементами, которые характерны только для Тулы
- орнамент похожий на венцы - из завитков и кудрей.
- узор растений из стилизованных листьев да веток, цветов да бутонов и т.д.
Постепенно формы становились куда более изящными и дорогими. С течением времени менялось многое, но основные элементы декора оставались.
Все это получило отражение в создании узора пряничных досок. Оружейники перенесли четкость выполнения рисунка на пряничные деревянные доски.
26.09.2016