Главная » Статьи » Источник вдохновения в тульском прянике

Источник вдохновения в тульском прянике

Пряник, любимое лакомство многих людей, был очень сильно связан с жизнью простонародья, и поэтому о нем можно найти упоминания в фольклоре:

  • «Ешь пряник с начинкой, а язык держи под сурдинкой»;
  • «Хорошее замужество — прянишна коврижка, а худое — гробовая покрышка»
  • «Тарас есть пряники горазд, а Филат бы и каше рад»
  • «Кралечка, дал бы пряничка, да ломаного нет»
  • «Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные» (пряники имевшие надписи были дороже).

Пряники упоминаются во множестве произведений. Русские писатели не забывали об этом распространенном лакомстве и можно встретить упоминание пряников:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
  • Н. Ляшко - «Сладкая каторга»;
  • Н. Кончаловская - «Наша древняя столица»;
  • Н.Я. Некрасов в стихотворении «Дядюшка Яков»;
  • С.А. Толстая в рассказе «Куколки-скелетцы»;
  • В. Савостьянов в стихотворении «Мир порою тусклый-тусклый...»

Да и много еще упоминаний в произведениях о русском прянике:

  • А. Толстого;
  • В. Вересаева;
  • И. Бунина;
  • И. Шмелева;
  • Л. Толстого;
  • и многих других писателей.

Мало быть вкусным, чтобы привлечь внимание, тульский пряник должен быть своеобразный, с привлекательным внешним видом. На этом и определялся спрос покупателей. И именно поэтому, пряник является предметом художественного творчества, произведением народного прикладного декоративного искусства, обладает особой спецификой, которая определяется назначением и материалом изделия. Как уже отмечалось, за счет своего отличного вкуса и яркой декоративности, пряники стали составлять часть традиционных обрядовых и праздничных изысков. Они издавна были связаны с художественным промыслом.

Уникальная коллекция

Однако как бы ни был ценен пряник в художественном отношении, он не рассчитан на сколько-нибудь длительное существование. Хрупкие лакомства пекарей-пряничников не могли побороть время и до нас почти не дошли. Единственная коллекция натуральных пряников находилась у знаменитого московского коллекционера произведений народного творчества Николая Дмитриевича Виноградова.

Первые экспонаты коллекции появились, во времена его студенчества в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 году молодой архитектор Виноградов купил на ярмарке медовые коврижки. Он любил их с детства, но лишь тогда впервые взглянул на них глазами художника и поразился: сколько выдумки вложил в них мастер! Те две коврижки положили начало коллекции, которая 60 лет спустя насчитывала уже свыше 2500 различных пряников.

Сравнивая внешний вид пряников, будущий искусствовед обратил внимание на своеобразие творческого «почерка» пряничных мастеров. В 1913 году Н. Виноградов приобрел целый комплект пряников в Керчи и Харькове, непохожих друг на друга. Покупал он пряники и в Москве, Калуге, Рязани, Белгороде и других городах. К 1915 году коллекция пряников насчитывала уже несколько сот экземпляров.

Пополнять коллекцию Виноградову помогали друзья и знакомые. Например, архитектор Н.А. Всеволжский, отыскав в Твери пряничную пекарню, в которой сохранились старые формы, делает заказ на тверские пряники и привозит для коллекции друга 25 разнообразных по форме штук. Художник северянин С.Г. Писахов, просмотрев экспонаты Виноградова, воскликнел: «А где же архангельские козули?» И в течение ряда лет прислал свыше 300 штук архангельских, холмогорских и мезенских козуль.